Вторник , Ноябрь 12 2019
Главная / Государство / Белорусская военная авиация укрепляется за счет недорогих Як-130

Белорусская военная авиация укрепляется за счет недорогих Як-130

Белорусская военная авиация укрепляется за счет недорогих Як-130

Под влиянием негативного опыта Украины лидеры многих государств стали задумываться о способах противодействия гибридной угрозе. Власти Беларуси, насколько можно понять, надеются прежде всего на силы специальных операций и стараются дооснастить их современным вооружением и военной техникой. Также очень важно приобрести многоцелевые авиационные комплексы для контрпартизанских, контрдиверсионных и контртеррористических действий.

В этом контексте заметным событием можно назвать передачу 116-й штурмовой авиабазе (город Лида Гродненской области) очередных четырех учебно-боевых самолетов Як-130. Они разработаны российским ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени А.С.Яковлева»» и произведены также российской авиакорпорацией «Иркут».

Первую партию из четырех таких машин лидские авиаторы получили в 2015 году. В ноябре 2016-го было получено еще четыре Як-130.

Скорее всего, 12 такими самолетами белорусские военные не ограничатся. Еще в 2015 году при передаче первого звена Як-130 командующий ВВС и войсками ПВО Олег Двигалев заявил: «Перспектива у нас уже определена — мы будем и дальше продолжать закупки этого самолета… После 2020 года мы планируем также продолжить реализацию этой программы».

Вариант легкого штурмовика

Поскольку по своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к современным истребителям на дозвуковой скорости, на нем можно готовить пилотов для самолетов, относящихся к четвертому и пятому поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также для Т-50). Потенциальные же возможности Як-130 значительно шире.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этого самолета позволяет не только имитировать в учебных целях, но и осуществлять реальные режимы боевой работы: воздушный бой, удары по наземным целям, работу в условиях применения противником зенитных ракет и постановки помех, взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, а также с другими самолетами в группе.

Открытая архитектура БРЭО дает возможность сравнительно легко, в зависимости от типа учебных и боевых задач, оснащать Як-130 тем или иным набором бортовой аппаратуры и вооружения. Самолет имеет восемь узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем, что позволяет нести до 3000 кг боевой нагрузки.

Сегодня в базовый комплекс вооружения Як-130 входят:

— ракеты класса «воздух — воздух» Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения;

— высокоточные корректируемые авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения;

— свободнопадающие авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;

— контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами С-8, С-13, С-25;

— подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.

Такой арсенал позволяет при необходимости применять Як-130 в качестве боевого самолета.

Представители российского ВПК широко обсуждают тему глубокой модернизации Як-130 с превращением его в полноценный легкий штурмовик. Сигналом к началу работ стало появление интереса к этой тематике со стороны потенциальных заказчиков. Отвечая на него, корпорация «Иркут» на аэрокосмическом салоне МАКС-2015 уже продемонстрировала первый экземпляр модернизированного самолета с расширенным составом БРЭО.

Главным нововведением, расширяющим боевые возможности, станет установка в носовой части фюзеляжа лазерного дальномера-целеуказателя. Что позволит самолету более эффективно выполнять удары по наземным целям с использованием расширенного набора бортового вооружения.

Практически не подлежит сомнению, что такая версия Як-130 заинтересует и белорусских военных.

Большой потенциал малобюджетной машины

Более того, многие отечественные и зарубежные эксперты считают подобную стратегию оптимальной для Беларуси. Как отмечало издание The National Interest, Як-130 является малобюджетной боевой машиной, своеобразной альтернативой дорогостоящим многоцелевым истребителям для небольших стран.

Этот самолет хорош тем, что у него большой резерв для дальнейшего расширения боевых возможностей. В том числе и в плане наращивания эффективности ударов по наземным целям. Именно на этом направлении сосредоточили свои усилия российские концерны «Иркут» и «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

По программе разработки на базе Як-130 перспективного легкого штурмовика в КРЭТ создают новую радиолокационную станцию и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс.

Предполагается, что модернизированный самолет сможет успешно бороться не только с незаконными вооруженными формированиями и террористами, но и с современным хорошо оснащенным противником.

Такой легкий штурмовик сможет наносить удары по земле, даже не входя в зону действия вражеской ПВО. При этом следует учесть преимущества Як-130 с точки зрения экономичности и особенностей базирования.

Лидские авиаторы набираются опыта

Белорусские экипажи Як-130 успешно отработали применение практически всех видов штатного вооружения этого самолета: авиационных бомб, неуправляемых авиационных ракет разных калибров.

В августе 2015 года впервые в истории белорусской авиации было отработано применение высокоточного оружия — корректируемых авиационных бомб КАБ-500Кр. Они очень эффективны, но требуют хорошей подготовки летного состава.

В 2016 году Як-130 впервые посадили на авиационный участок дороги в темное время суток.

В 2017 году экипажи Як-130 отлично выполнили учебно-боевые задачи в ходе учений на российском полигоне Ашулук.

В 2018 году летчики 116-й штурмовой авиабазы в ходе международных армейских игр «АрМИ-2018» на Як-130 заняли второе место в конкурсе «Авиадартс» в номинации «Штурмовая авиация», успешно соревнуясь с экипажами Су-25 и модернизированных Су-25СМ.

Как считают в Минобороны, уникальные летно-технические характеристики Як-130 не только значительно расширили возможности готовить летный состав к нанесению ударов по наземным и воздушным целям, но и позволили поддержать боевой потенциал белорусской авиации.

С учетом скромных возможностей бюджета политику Минобороны в области обновления авиационного парка ВВС и войск ПВО следует признать достаточно дальновидной.

Источник: newsland.com

Смотрите также

Тимошенко предрекла необратимую трагедию для Украины

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *