Наиболее частыми нарушениями при проведении электронных торгов и аукционов в соответствии с Федеральным законом № 44 ФЗ являются:
Нарушения при проведении электронных торгов и аукционов 44 фз
Нарушение правил национального режима
В силу особенностей применения национального режима законодательством предусмотрено несколько нормативных актов, регулирующих его применение. И как определено каждым из этих нормативных актов предметом одной закупки (контракта) не может быть товар, включенный в перечень (соответствующего нормативного акта) и не включенный в него. В результате чего у заказчика, имеющего определенный список планируемых к закупке товаров, которые по существу своему могут быть технологически и функционально связаны, есть правовая обязанность делить такую закупку на 2 или даже 3 закупки. Чтобы не допустить ошибку, необходимо выбрать правильный ОКПД2 и КТРУ для предмета закупки и проверить его присутствие в перечнях нормативных актах по нац.режиму.
Неправильное описание объекта закупки
Описание объекта закупки включает его качественные и функциональные характеристики: размер, материал, срок годности и т.д. Они помогают участникам понять, какие именно товары, работы или услуги (ТРУ) требуется поставить заказчику. Ошибки в описании могут ввести поставщика в заблуждение и дают УФАС повод зафиксировать нарушение.
Чтобы не допустить нарушения необходимо придерживаться правил описания объекта закупки из ст. 33 44-ФЗ и Постановления Правительства от 08.02.2017 №145:
- при проведении закупок по 44-ФЗ заказчики обязаны использовать каталог товаров, работ и услуг (КТРУ);
- если закупаемая позиция есть в каталоге, ее наименование и характеристики нужно указать в соответствии с КТРУ;
- если заказчики в описании объекта закупки используют дополнительные характеристики, которых нет в каталоге, то они обязаны обосновать их применение.
Разъяснения по поводу использования КТРУ даны в Письме ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19. Если характеристик закупаемого ТРУ нет в КТРУ, то заказчик может сам составить описание закупки (Письмо Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090).
В техническом задании отсутствуют параметры эквивалентности
В извещении о закупке ко всем товарным знакам нужно дописывать слова «или эквивалент» и указывать параметры эквивалентности:
- функциональные характеристики, например производительность, мощность;
- технические, эксплуатационные характеристики, например размер, цвет, вес.
Без них поставщик не поймет, что именно считать эквивалентом. Даже если заказчик укажет в извещении возможность поставить эквивалент, но не опишет параметры эквивалентности, то это будет считаться нарушением.
В 44-ФЗ есть исключения, при которых заказчик может потребовать поставить товар с конкретным товарным знаком и не устанавливать возможность поставки эквивалента. В таких случаях параметры эквивалентности можно не устанавливать.
Неправильное размещение извещения о закупке или его изменение
Очень часто при внесении изменений в извещение забывают скорректировать срок подачи заявок.
Он должен составлять:
- не менее 10 дней при проведении электронных конкурсов;
- не менее 7 дней при проведении электронных аукционов;
- не менее 3 дней при проведении электронных аукционов, если цена тендера не превышает 300 млн рублей (или 2 млрд рублей при выполнении работ по строительству, капитальному ремонту и так далее);
- не менее 3 дней при проведении электронного запроса котировок.
Т.е. после внесения изменений в извещение в обязательном порядке необходимо продлить срок подачи заявок на участие в соответствии с законодательством.
Поставщики же в свою очередь чаще всего ошибаются при заполнении заявки, а именно: неверно указывают страну происхождения товара, не указывают реестровые номера товара из перечня в случае применения нац.режима, в составе заявки отсутствуют декларации, лицензии необходимые в соответствии с документацией. Все это может послужить основанием для отклонения заявки.
Нарушения при проведении электронных торгов и аукционов 223 ФЗ
Тендер организовывается заказчиком только среди официальных дилеров, а не всех желающих поставщиков, что является ограничением конкуренции и нарушением ст.17 Закона №135-ФЗ;
Заказчик организовывает конкурентную закупку участниками, которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и, при этом, заказчик не подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Такие действия заказчика незаконно ограничивают конкуренцию и являются нарушением ст.17 Закона №135-ФЗ;
Установление заказчиком в документации о закупке требования о наличии сертификата (или декларации соответствия качеству), когда закупается не сертифицируемая продукция, что является невыполнимым требованием и ограничивает конкуренцию;
Непредоставление приоритета для российской продукции при проведении конкурентных закупок, то есть несоблюдение требований ПП РФ №925 (постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»), либо предоставление такого приоритета с нарушением требований указанного постановления.
Опыт работы: 16 лет
Специализация: Оспаривание результата торгов
Опыт работы: 11 лет
Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ
Опыт работы: 13 лет
Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ
Опыт работы: 15 лет
Специализация: Закупки в рамках 44 ФЗ
Опыт работы: 15 лет
Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ и 44 ФЗ