Судами трех инстанций Заказчику (заявитель) отказано в удовлетворении требований о признании решения УФАС недействительным.
Судами установлено, что решением УФАС (2020 год) Заказчик признан нарушившим Закон № 135-ФЗ (ст.16) путем реализации устного антиконкурентного соглашения, направленного на заключение контрактов (по открытым конкурсам в электронной форме) с Исполнителем по начальной максимальной цене, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен на рынке регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, выдано предписание об устранении нарушений, которые Заказчик обжаловал в судебном порядке.
Суды установили, что по результатам проведенных в 2018 году торгов между Заказчиком и Исполнителем были заключены контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам; анализ поведения данных субъектов при организации, проведении названных торгов и исполнении контрактов свидетельствует о реализации ими устного антиконкурентного соглашения в целях взаимного сотрудничества на рынке оказания услуг пассажирских перевозок (заинтересованность со стороны Заказчика выбором конкретного перевозчика обусловлена сохранением устойчивых хозяйственных связей с Исполнителм, являющимся одним из градообразующих предприятий, действующим длительное время на рынке пассажирских перевозок; со стороны Исполнителя - получением необходимого объема работ для его стабильного функционирования с гарантией оплаты, заключением контрактов по наиболее высокой цене и исключением риска предъявления претензий при исполнении контрактов на иных условиях).
При этом судами обоснованно приняты во внимание следующие обстоятельства:
- выбор способа закупок - конкурсы (как правило, в иных случаях Заказчиком в целях организации пассажирских перевозок проводятся аукционы), условия которых обеспечивают получение Исполнителю наиболее высокой оценки заявки (критерии: опыт работы и «средний возраст» транспортных средств, предлагаемых для перевозки пассажиров);
- «формальное» проведение оценки конкурсных заявок Исполнителя Заказчиком, выразившееся в необоснованном присвоении баллов по критерию опыт (вступившие в законную силу судебные акты по делу № А70-10644/2018 Арбитражного суда Тюменской области) и неправомерном предоставлении возможности указать в заявках один и тот же состав транспортных средств при одновременном участии в двух конкурсах;
- наличие картельного сговора между Исполнителем и лицом, признанным победителем указанных конкурсов и уклонившимся от заключения контрактов - предпринимателем Лысенко А.В., с целью создания другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок по вышеназванным торгам (вступившие в законную силу судебные акты по делу № А70-9124/2018 Арбитражного суда Тюменской области; решение антимонопольного органа от 06.12.2019 № К18/20-11);
- предоставление Исполнителю на стадии исполнения контракта возможности привлечения субподрядчиков и в связи с этим замены транспортных средств, участвующих в перевозке пассажиров, что свидетельствует о существенном изменении предложенных Исполнителем условий исполнения контракта (уровне качества перевозок), которые, в числе прочих, позволили ему получить в ходе конкурсных отборов наиболее высокую оценку по критерию "средний возраст" транспортных средств, участвующих в перевозке, относительно других участников торгов;
- отсутствие со стороны заказчика надлежащего контроля за исполнением муниципальных контрактов перевозчиком, необеспечение объективного рассмотрения поступивших жалоб на его действия (результаты рассмотрения обращений органами прокуратуры).
С учетом изложенного, принимая во внимание проведенный УФАС анализ состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, суды пришли к выводу о том, что вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о достижении между Заказчиком и Исполнителем антиконкурентного соглашения, направленного на получение Исполнителем необоснованных преимуществ при ведении предпринимательской деятельности и ограничение конкуренции на спорном рынке.