Судами трех инстанций удовлетворены требования Общества (истец) о взыскании с Администрации (ответчик) убытков в виде расходов на приобретение материалов и затрат по монтажу элементов линии троллейбусной контактной сети.
Судами установлено, что Администрация провела конкурс на проведение строительных работ по строительству дорожной круговой развязки. Проектом строительства был предусмотрен вынос инженерных сетей (водопроводных сетей, газовых, тепловых, электрических) из зоны строительства и строительство дорожной развязки с задачей создания кругового движения автотранспорта.
В зону строительства попадала контактная сеть Общества, по которой работали троллейбусные маршруты, однако в проект строительства транспортной развязки монтаж троллейбусной контактной сети Администрацией, как Заказчиком строительства, не был включен.
Общество обратилось в Администрацию о необходимости включения указанных работ в общий объем работ, однако данные работы не были включены в проект.
После начала дорожных работ, прежняя дорожная схема была изменена. Общество, чтобы не создавать угрозу остановки движения троллейбусов и не нарушать договорные обязательства и интересы граждан города, было вынуждено за счет собственных средств закупить материалы и смонтировать новую контактную сеть и предложило Администрации возместить причиненные убытки, направив претензию.
Невыполнение требования претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Судами отмечено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст.16 ГК РФ).
По общему правилу требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при доказанности факта нарушения прав потерпевшего, наличия причинной связи между понесенными убытками и совершением ответчиком противоправных действий, документально подтвержденного размера убытков.
Судами указано, что на Администрацию возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения, включая их строительство и реконструкцию (Закон № 257-ФЗ).
Суды установили, что в результате проведения работ по строительству дорожной развязки прежняя контактная сеть на указанном участке была нарушена. Реконструкция повлекла необходимость выполнения работ по устройству новой контактной троллейбусной сети на вновь установленных опорах. Выполнение данного вида работ было обусловлено необходимостью сохранения движения троллейбусных маршрутов, обслуживаемых Обществом по договору на транспортное обслуживание.
Общество для восстановления контактной сети в результате реконструкции развязки в целях предотвращения остановки движения троллейбусных маршрутов было вынуждено произвести данный вид работ собственными силами, с использованием вновь приобретенных материалов. Техническая возможность организации линии контактной сети по новому маршруту без затрат на ее перенос с использованием имеющейся контактной сети на вновь установленных опорах отсутствовала.
Понесенные расходы Обществом подтверждены документально.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что Администрация была обязана осуществлять строительство (реконструкцию) дороги с соблюдением требований, обеспечивающих бесперебойную работу транспорта.