Судами трех инстанций удовлетворены требования Победителя закупок (заявитель) о признании незаконным заключения УФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Судами установлено, что по результатам проведения электронного аукциона на выполнение дополнительных работ по устройству внутренних сетей электроснабжения, необходимых для выполнения мероприятий по завершению строительства объекта Победителю закупки был направлен для подписания проект договора.
08.11.2021 Заказчик признал Победителя закупки уклонившимся от заключения договора в связи с неподписанием договора и направил решение в УФАС.
УФАС приняло решение внести сведения о Победителе закупки в РНП, которое заявитель обжаловал в судебном порядке.
Судами отмечено, что УФАС, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, учитывая, что включение сведений в РНП является специальной мерой ответственности, должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в РНП, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны исполнителя (подрядчика) по исполнению контракта. При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора УФАС не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав им надлежащую оценку.
Суды установили, что, заключение о внесении сведений о Победителе закупки в РНП, УФАС мотивировало только пояснениями Заказчика о телефонном разговоре с директором Победителя закупки о том, что последний отказывается от подписания договора в связи с невозможностью его исполнения по причине карантина работников. УФАС посчитала, что данные пояснения и представленные документы, свидетельствуют о факте уклонения от заключения договора.
Судами выявлено, что пятидневный срок для подписания договора, установленный положением о закупке, истекал 08.11.2021. Между тем в период до 07.11.2021 ответственное лицо не осуществляло трудовую деятельность ввиду ограничения распространения новой коронавирусной инфекции (Указ Президента РФ от 20.10.2021 № 595 ), в связи с чем, подписание договора не представилось возможным. В последний день срока (08.11.2021) Победитель закупки уведомил Заказчика о готовности подписать договор, однако Заказчик в тот же день опубликовал протокол уклонения Победителя закупки от подписания договора и направил сведения УФАС.
Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии надлежащей проверки УФАС обстоятельств относительно добросовестности действий, как со стороны заявителя, так и Заказчика, и наличии только формальной констатации неисполнения требований законодательства Победителем закупки.