Судами трех инстанций удовлетворены требования Подрядчика (истец) о признании аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство стадиона – площадки недействительным.
Судами установлено, что после заключения муниципального контракта между Заказчиком (ответчик) и Подрядчиком возник спор, и уведомлением Подрядчик известил Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ГК РФ (ст. 716), Закона № 95-ФЗ (ст. 95).
Заказчик обратился в суд с требованиями о признании одностороннего отказа Подрядчика от исполнения обязательств по муниципальному контракту N 0115300037517000009_166720 от 10.10.2017 недействительным и об обязании Подрядчика исполнить муниципальный контракт. Арбитражный суд удовлетворил требования Заказчика. Указанный судебный акт вступил в законную силу.
Тогда Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов и договора, заключенного по итогам его проведения.
Судами отмечено, что п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 « 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" разъяснено, что при рассмотрении вопроса о недействительности публичных торгов ввиду допущенных нарушений подлежит выяснению вопрос о том, являются ли допущенные нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Суды пришли к выводу, что нарушения, допущенные Заказчиком при проведении аукциона, носят существенный характер.
Одним из таких нарушений является невозможность качественного выполнения работ по строительству объекта с последующим вводом его в эксплуатацию на основании проектно-сметной документации, в которой не учтено фактическое смещение поля на одиннадцать метров в отсутствие соответствующих изысканий, что подтверждено заключением судебной экспертизы.
Отсутствие надлежащим образом и своевременно проведенных инженерно-геологических изысканий привело, как установили суды, к тому, что проектно-сметная документация не содержала существенных обстоятельств, которые, отрицательно влияют на возможность строительства футбольного поля в силу подтопляемости территории в естественных условиях.
Суды отметили, что размещение аукционной документации на право заключения контракта на строительство объекта капитального строительства возможно только после получения положительного заключения государственной экспертизы, в том числе в отношении сметной стоимости объектов капитального строительства, размещение Заказчиком проектно-сметной документации с целью проведения спорных торгов осуществлено с нарушением требований и норм действующего законодательства.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что выявленные в ходе рассмотрения спора недостатки и нарушения, допущенные при проведении торгов, являются существенными, влияют на возможность надлежащего и качественного выполнения работ, предусмотренных аукционной документаций и контрактом, на получение Заказчиком надлежащего результата, соответствующего требованиям всех строительных норм, а также обеспечивающего безопасное использование полученного в процессе строительства результата на территории детского образовательного учреждения.