Решением УФАС сведения об Исполнителе включены в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по подготовке к сдаче тепловых сетей внутренних систем отопления к отопительному сезону.
Суды трех инстанций с указанным решением не согласились и установили, что основанием для включения УФАС Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков послужило нарушение срока предоставления обеспечения исполнения контракта и ненадлежащий размер предоставленного обеспечения.
Судами отмечено, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, справедливости, быть соразмерными конституционно закрепляемым целям и ценностям, характеру совершенного деяния.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. УФАС при принятии решения о включении в реестр не должен ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).
Суды пришли к выводу о том, что отсутствуют доказательства совершения Исполнителем преднамеренных действий по уклонению от заключения контракта и злоупотребления правом, а также отсутствуют признаки недобросовестного поведения.
Исполнитель подтвердил готовность заключить и исполнять контракт в полном объеме, подписал контракт и предоставил обеспечение его исполнения. Нарушение сроков предоставления обеспечения произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в связи с распространением инфекции COVID-19).
Таким образом, суды признали решение о включении Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков недействительным.