Судами кассационной инстанции удовлетворены требования Исполнителя (заявитель) о взыскании с Заказчика (ответчик) долга по контракту на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных перевозок.
Судами установлено, что в рамках контракта Заказчиком было подписано 11 актов оказанных услуг, а также сводный акт за сентябрь 2019 года на сумму 14 800 895 100 руб. Согласно актам услуги по контракту на указанную сумму выполнены в надлежащем качестве и количестве. Претензий по оказанным услугам Заказчик не имел. Вместе с тем Заказчик отказался оплачивать услуги, оказанные в сентябре 2019 года, на сумму 300 895 100 руб., в связи с тем, что излишне начисленная сумма по предыдущим контрактам подлежит корректировке в счет средств, предусмотренных Заказчику на оплату аналогичных услуг по указанному контракту. Для взыскания долга по контракту Исполнитель обратился в суд с иском.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о ом, что принимая во внимание, что выполнение воинских перевозок является обязательным вне зависимости от волеизъявления Исполнителя, превышение цены контракта обусловлено увеличением объема заказанных перевозок, которые подлежат оплате, перевозчик не может остановить воинские перевозки при увеличении объема перевозок, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования.
Судами также отмечено, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления, а равно следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены (п.п. 21, 23 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В следующей ситуации судами трех инстанций удовлетворены требования Исполнителя (заявитель) о взыскании с Заказчика (ответчик) задолженности по контракту за услуги по осуществлению полетов на воздушном судне.
Судами установлено, что в рамках исполнения контракта сторонами подписаны без возражений акты, договоры-заявки на полеты, акты-отчеты о выполнении договоров-заявок на полеты. Исполнитель попросил Заказчика произвести оплату за 7 неоплаченных рейсов за 30.08.2018, 04.09.2018, 06.09.2018, 10.09.2018, 12.09.2018, 20.09.2018, 12.10.2018. Заказчик отказался исполнить обязательства по оплате, сославшись на то, что услуги оказаны в отсутствие контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в связи с чем Исполнитель обратился в суд с заявлением.
Контрактом предусмотрена твердая цена услуг в сумме 4 000 0000 руб., соглашение об изменение цены контракта сторонами не заключено. Вместе с тем в отсутствие соглашения об увеличении цены контракта и объема услуг заявителем оказаны услуги перевозки на основании заявок ответчика с превышением стоимости услуг, предусмотренной контрактом, согласно которым имеют место ситуации, при которых взыскание Исполнителем неосновательного обогащения с Заказчика в отсутствие заключенного контракта является правомерным, суды исходили из того, что на момент заключения контракта, учитывая предлагаемые на аукционе условия (предоставление для перевозок воздушного судна Л-410, которое из всех эксплуатантов, осуществляющих перевозки по территории Дальневосточного округа, находится в собственности только у заявителя), и после исчерпания его суммы и из фактических требований к условиям перевозки было очевидно, что иные участники оказания услуг по перевозке воздушным судном не могут предложить лучшие условия оказания услуг, что исключает нарушение общего принципа необоснованного ограничения числа участников закупок.
При этом судами также принят во внимание круг лиц, которым предоставлялось для оказания услуг воздушное судно - губернатор, министры, работники Правительства Хабаровского края, что свидетельствует о том, что заявитель, являясь краевым предприятием, по существу не имел возможности отказать в предоставлении судна для перевозки.
С учетом установленного суды расценили ссылку ответчика на невозможность взыскания ввиду отсутствия заключенного контракта, как злоупотребление правом. Судами не установлено оснований признать действия истца совершенными исключительно с целью обойти Закон № 44-ФЗ, равно как и признаков недобросовестности или иного злоупотребления при оказании ответчику услуг в отсутствие заключенного контракта.
Таким образом, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В следующей ситуации апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции удовлетворил требования Исполнителя (заявитель) о взыскании с Заказчика (ответчик) задолженности по контракту на оказание услуг по перевозке призывников. Окружной суд отменил решение апелляционного суда, направив дело на новое рассмотрение.
Судом кассационной инстанции установлено, что стороны дополнительным соглашением от 26.06.2020 в связи с увеличением наряда на весенний призыв 2020 года увеличили цену контракта до 1 601 382 руб. Предусмотренные контрактом услуги заявителем оказаны полностью и оплачены ответчиком в сумме 1 601 282 руб., что не оспаривается сторонами. Как указал заявитель, вследствие принятых на территории Республики Дагестан карантинных мероприятий (закрытие въездов-выездов из муниципальных образований) время доставки призывников значительно увеличилось по сравнению с предусмотренным в контракте расчетным временем, поэтому увеличилась стоимость услуг. С учетом этого заявитель направил ответчику акт оказанных услуг от 03.08.2020 N 4 для приемки услуг на сумму 1 125 680 руб. 32 коп.
Апелляционный суд, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что согласно контракту Исполнитель обязан оказывать услуги по осуществлению перевозок на основании заявок представителя Заказчика. Заказчик гарантирует своевременную оплату за фактически оказанные услуги после предоставления надлежаще оформленных документов, приемку оказанных услуг по объему, качеству и в соответствии с требованиями, установленным в техническом задании. Из представленных истцом заявок усматривается, что заявки подписаны представителем Заказчика, то есть услуги, за выполнение которых заявитель просит взыскать задолженность, оказаны не самовольно, а по заявкам ответчика в рамках контракта.
Продолжение оказания услуг по требованию Заказчика направлено на защиту публичных интересов - исключение возможности срыва воинского призыва и причинения ущерба безопасности государства.
Отказ в иске со ссылкой на несоблюдение требований Закона № 44-ФЗ, принятого в обеспечение одних публичных интересов (в том числе для предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов), по существу, противопоставлялся бы другим публичным интересам, в данном случае интересам, закрепленным в Законе № 53-ФЗ. С учетом этого апелляционный суд отклонил доводы Заказчика и Исполнителя о том, что отсутствие заключенного заявителем и ответчиком контракта освобождает последнего от обязанности по оплате оказанных услуг по перевозке призывников.
Суд округа пришел к выводу о том, что отклоняя как неподтвержденные доводы Заказчика о том, что увеличение стоимости перевозок произошло из-за нарушения заявителем технических заданий в части планирования перевозок кратчайшим маршрутом по заявке, несоблюдения временных показателей перевозок, апелляционный суд не учел наличия в данном случае у Исполнителя обязанности подтвердить обстоятельства, послужившие основанием для увеличения количества часов перевозок и, следовательно, стоимости услуг по контракту, а именно закрытие в рамках карантинных мероприятий блок-постами заездов и выездов конкретных муниципальных образований Республики Дагестан, на территорию которых перевозились призывники по соответствующим заявкам Заказчика.