Заказчиком был проведен электронный аукцион на оказание медицинских услуг по проведению медицинских осмотров работников. Заявка Участника закупки признана не соответствующей требованиям документации о закупке с формулировкой об отсутствии в лицензии вида лицензируемой деятельности «клиническая лабораторная диагностика».
При этом в документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования к Участникам закупки и ко вторым частям заявок:
"- документы, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов;
- копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских осмотров: медицинские осмотры (предварительные, периодические), экспертиза профессиональной пригодности, клинической лабораторной диагностике, психиатрии, психиатрии-наркологии".
Документацией также установлено, что Исполнитель оказывает услуги на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность с разрешенным перечнем услуг: медицинские осмотры (предварительные, периодические), экспертиза профессиональной пригодности, клинической лабораторной диагностике, психиатрии, психиатрии-наркологии.
Участник закупки обратился в УФАС на действия Заказчика по необоснованному признанию своей заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.
Решением УФАС жалоба Участника закупки признана необоснованной; в действиях Заказчика признаны нарушения пункта 6 статьи 31 (части 6 статьи 66) Федерального закона № 44-ФЗ и выдано предписание об устранении нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Заказчик обратился в арбитражный суд.
Судами трех инстанций оспариваемое решение и предписание УФАС признаны правомерными и обоснованными, Заказчику отказано в удовлетворении требований. Действия Заказчика признаны незаконными.
Судами отмечено, что законодатель по-разному регулирует вопросы создания медицинских комиссий для прохождения периодических медицинских осмотров и создания комиссий для психиатрического освидетельствования.
При этом участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н является обязательным, то есть уже подразумевается наличие этих специалистов в таких осмотрах, в связи с чем суды согласились с УФАС в том, что выделение Заказчиком требования о наличии в лицензии таких направлений (услуг), как психиатрия, психиатрия-наркология, вызывает неоднозначное понимание о наличии реальной потребности Заказчика и требуемых ему услуг, притом что в случае проведения психиатрического освидетельствования в документации отсутствует требование о соответствии Исполнителя (Участника закупки) и оказываемых услуг Закону Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»
Судами отмечено двоякое понимание самим Заказчиком описания предмета закупки (требуемых к оказанию услуг).
В ходе судебного разбирательства Заказчиком оспариваемое предписание УФАС было исполнено, документация изменена исключением неоднозначно воспринимаемых спорных положений (слов).