Судами трех инстанций удовлетворены требования Участника № 3 (истец) о признании недействительными открытого конкурса, проведенного Заказчиком на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам и контракта.
Судами установлено, что в ходе проведения торгов поступило три заявки с ценой контракта: Участник № 1 - 83 651 113,41 руб.; Участник № 2 - 1 руб.; Участник № 3 - 70 000 000 руб.
Победителем торгов признан Участник № 2, который уклонился от заключения контракта по лоту № 1 в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта, контракт заключен с Участником № 1.
Участник № 3 считая, что искусственно был лишен возможности одержать победу на торгах, была создана видимость конкурентной борьбы для признания победителем Участника № 1 и нарушена процедура проведения открытого конкурса, в котором в качестве основного критерия оценки заявок установлена цена контракта, Участник № 3 обратился в суд с настоящим иском.
Судами отмечено, что выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое предложило лучшие условия (ст. 447 ГК РФ).
Основанием для признания торгов недействительными может служить нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца (ст. 449 ГК РФ).
Также, установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения (в письменной или в устной форме) хозяйствующих субъектов (ст. ст. 11, 18 Закона № 135-ФЗ).
Суды установили между Участниками №№ 1 и 2 факт картельного соглашения, которое привело к снижению и поддержанию цен на торгах и нарушению требований Закона № 135-ФЗ (ст. 11).
Заключение картельного соглашения между указанными лицами влечет для одного - получение максимальной цены контракта по итогам конкурса, для другого - возможность продолжения экономически выгодного сотрудничества. Кроме того, суды признали требования Участника № 3 обоснованными в части признания незаконными действий Участника № 2, выразившихся в подаче заявки для участия в открытом конкурсе с минимальной заведомо неисполнимой стоимостью выполнения работ (цена контракта - 1 руб.), что свидетельствует о злоупотреблении правом. При этом суды отметили, что само по себе предложение Участником № 2 цены в размере 1 руб. соответствует требованиям законодательства и конкурсной документации в рамках проведенного конкурса и не является основанием для признания ненадлежащим. Вместе с тем, учитывая последующее поведение Участника № 2, после признания его победителем в конкурсе, вследствие которого он был признан уклонившимся от заключения контракта, признали, что у него не было намерения осуществлять перевозки по заявленной цене в 1 руб.
Таким образом, суды установили нарушения законодательства Участниками № № 1 и 2, выразившихся в сговоре с целью создания другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок, признав конкурс и контракт недействительными, признав срок исковой давности не пропущенным, удовлетворили требования в полном объеме.
В следующей ситуации решением УФАС Участники закупки признаны нарушившими законодательство о защите конкуренции, посредством заключения и реализации устного картельного соглашения, приведшего к поддержанию цен на торгах. УФАС Участникам закупки выдало предписание прекратить соглашение друг с другом при участии в торгах, направленное на поддержание цен на торгах; при участии в торгах вести самостоятельную подготовку документов и самостоятельную ценовую политику.
Указанное решение и предписание Участники закупки (заявители) обжаловали в судебном порядке.
Решение и предписание УФАС судами оставлено в силе и отмечено, что УФАС на основании анализа конкурентной среды, документов, информации, представленных по его запросам, в том числе с электронных торговых площадок, установило, что в период с 17.02.2016 по 11.12.2019 с участием заявителей проведена 21 конкурентная процедура с признаками антиконкурентного соглашения, целью которого являлось поддержание цен на торгах, представлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции на рынке ритуальных услуг по транспортировке тел умерших для нужд медицинских учреждений системы здравоохранения Калининградской области в 2016 - 2020 годах.
УФАС установило, что действия участников соглашения заключались в реализации модели группового поведения, при которой участники соглашения намеренно совместно принимали участие в торгах и реализовывали в их процессе единую стратегию поведения с тем, чтобы получить определенные экономические последствия (выгоду) в виде заключения контрактов при максимальном сохранении уровня начальной цены, предложенной заказчиком.
В ряде торгов для установления ценового предложения участники использовали аукционного робота. Для участия в ряде процедур всеми заявителями подавались заявки, однако ценовые предложения либо поступили только от одного участника закупки, либо не поступали вообще. Заявители использовали единую инфраструктуру, включающую одинаковые IP-адреса.
Проанализировав первые части заявок заявителей, подаваемые для участия в закупках, УФАС выявило, что файлы, содержащиеся в составе первых частей заявок, указанных заявителями схожи и созданы с небольшим временным интервалом, что свидетельствует о создании заявок одним лицом в ходе реализации антиконкурентного соглашения. Интересы заявителей представляло одно лицо. Между заявителями имелись договорные арендные отношения на безвозмездной основе, данные договоры, датированные разным временем, составлены по одному образцу, имеют в тексте одни и те же ошибки, а также заключались договоры беспроцентного займа. Между заявителями имеются родственные связи, заявители являются соучредителями и партнерами созданных ими юридических лиц.
Таким образом суды пришли к выводу, что в поведении заявителей в закупочных процедурах УФАС доказало скоординированные действия, осуществление единой стратегии поведения участников соглашения (являющихся между собой конкурентами), способной извлечь экономические выгоды из картеля его участниками, наличие причинно-следственной связи между действиями участников торгов и искусственным (нерыночным) поддержанием цен на торгах на максимальном уровне и подтвердило законность оспариваемого решения и предписания УФАС.
В следующей ситуации суды четырех инстанций удовлетворили требования Участника закупки о признании недействительными торгов - открытого конкурса, проведенного Заказчиком на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, муниципального контракта.
Суды установили, что Победитель конкурса признан уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта и контракт заключен с иным Участником закупки.
Полагая, что в результате согласованных и незаконных действий Участника закупки и Победителя закупки истец (также принимавший участие в аукционе) искусственно был лишен возможности одержать победу на торгах, была создана видимость конкурентной борьбы для признания победителем Участника закупки, и нарушена процедура проведения открытого конкурса, в котором в качестве основного критерия оценки заявок установлена цена контракта, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суды, рассматривая спор, пришли к выводу, о том, что в связи с нарушениями действующего законодательства Участником закупки и Победителем закупки, выразившихся в сговоре с целью создания другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок, удовлетворили требования истца.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.2020 № Ф09-6890/20 по делу № А50-32871/2019.