Команда Мероприятия Энциклопедия
+7 499 325-32-85

Необоснованное изменение условий контракта при подписании

Записаться на бесплатную консультацию по этому вопросу

Актуальность проблемы

Многие юристы, поставщики (исполнители) в работе часто сталкиваются с нарушениями Заказчиков, выражающимися в необоснованном снижении цены контракта, что приводит к нарушению требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Практическая ценность

статьи заключается в ознакомлении с такими видами нарушений Заказчиков, как необоснованное снижение цены контракта, определении путей решения проблем, изучении и ознакомлении с практикой рассмотрения дел о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Верховным Судом Российской Федерации, Арбитражными судами Российской Федерации, Федеральной антимопольной службой.

Исключение НДС из конечной стоимости контракта при заключении договора с участником на УСН

Проблема
Проблема

Заказчики допускают нарушения, исключая НДС из конечной стоимости контракта при заключении договора с участником на УСН.

Решение
  • Обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
Решение
Мотивировочная часть

По результатам проведения электронных аукционов между Заказчиком и Подрядчиком были заключены контракты на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог.

Управлением Федерального казначейства (УФК) при проведении   проверки внесено представление об устранении нарушений, указано, что Заказчиком использованы средства, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, на оплату Подрядчикам завышенной стоимости работ в результате применения повышающего коэффициента, применение которого не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Указано на необходимость принятия мер к возврату и перечислению в доход федерального бюджета излишне уплаченных средств.

Заказчик обратился в суд с заявлением к УФК о признании незаконным указанного представления.

Судами всех инстанций Заказчику отказано в удовлетворении требований. Действия Заказчика признаны незаконными.

Судами отмечено, что цена контракта сформирована с учетом суммы НДС, применение иных индексов (норм, коэффициентов) контрактом и действующим законодательством не предусмотрено.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 названного Федерального закона № 44-ФЗ.

Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта, с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

 В связи с этим указание в проекте контракта цены, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей освобождение лиц, применяющих специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, от уплаты налога на добавленную стоимость) и Закону N 44-ФЗ.

Поскольку в пункте 2.1 спорных контрактов указана цена без учета НДС, суды пришли к верному выводу о незаконном изменении администрацией структуры цены контракта путем исключения строки с НДС и применения повышающего коэффициента, не предусмотренного законом, документацией или результатами аукциона; контракт подлежал исполнению на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

Кейс решения проблемы клиента

Существенное изменение условий государственного контракта о порядке оплаты работ в результате заключения сторонами допсоглашения

Проблема
Проблема

Заказчики допускают нарушения, изменяя существенные условия контракта о порядке оплаты работ.

Решение
  • Обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
Решение
Мотивировочная часть

Судами трех инстанций удовлетворены требования прокурора о признании недействительным дополнительного соглашения к контракту на строительство фельдшерско-акушерского пункта, заключенного по результатам запроса предложений.

Судами установлено, что после заключения контракта сторонами заключено дополнительное соглашение, которым изменен порядок оплаты работ, а именно: предусмотрен авансовый платеж. Заказчик осуществляет оплату аванса Подрядчику в размере 30% (тридцать процентов) от цены контракта после письменного обращения Подрядчика. Аванс Заказчиком перечисляется Подрядчику в течение 30 дней после письменного обращения о выплате аванса Подрядчика.

Платежными поручениями на сумму 1 062 328,66 руб., на сумму 2 119 534,80 руб. авансовый платеж был перечислен Заказчиком на расчетный счет Подрядчика.

Прокурор обратился в суд с заявлением считая, что дополнительное соглашение к контракту нарушает требования Закона № 44-ФЗ).

Судами отмечено, что в силу Закона № 44-ФЗ (ст. 95) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.

По смыслу Закона № 44-ФЗ (ст. 34) и ГК РФ (ст. 432) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги относится к существенным условиям контрактов, заключаемых в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Судами установлено, что в контракте стороны в соответствии с закупочной документацией согласовали, что авансовый платеж не предусмотрен и отметили, что  включив дополнительным соглашением в контракт условие о выплате аванса, стороны фактически изменили его существенное условие, а именно: условие о порядке оплаты выполненных работ.

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что дополнительное соглашение нарушает законодательство о контрактной системе и защите конкуренции и является ничтожным в силу ГК РФ (п. 2 ст.168 ГК РФ).