Судами трех инстанций Заказчику (заявитель) отказано в удовлетворении требований о признании решения УФАС недействительным.
Судами установлено, что закупочная деятельность Заказчика регулируется Законом № 223-ФЗ, положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг, утвержденных решением Совета директоров Заказчика.
По результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ханты-Мансийского автономного округа между Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Заказчиком заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северной зоне деятельности, в соответствии с которым Заказчик принял на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заказчиком был проведен запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах Северной зоны деятельности регионального оператора (Нижневартовский район).
Ссылаясь на неправильный способ проведения закупки, Участник закупки обратился в УФАС с жалобой на действия регионального оператора.
Решением УФАС данная жалоба признана обоснованной, которое заявитель обжаловал в суд.
Суды установили, что в Северной зоне деятельности Заказчика образуется более 30 процентов всего объема твердых коммунальных отходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; при этом в указанной зоне Заказчиком не были проведены торги в форме аукциона на транспортирование не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в Северной зоне деятельности.
Таким образом, суды пришли к выводу о наличии у УФАС правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку заявителем не соблюдены требования Правил № 1133 при организации закупки.
В следующей ситуации судами трех инстанций частично удовлетворены требования УФАС (заявитель) и признано незаконным бездействие Заказчика, выразившееся в непринятии мер по проведению конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также признаны незаконными действия по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Судами установлено, что Заказчиком был проведен конкурс на право осуществления транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок, по результатам которого заключены договоры с Перевозчиками на срок с 08.04.2012 по 08.04.2019, в 2016 году Перевозчикам выданы карты маршрутов на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту на срок действия договоров, то есть до 08.04.2019.
04.02.2019 Заказчик выдал Перевозчикам новые карты маршрутов на срок пять лет, до 09.04.2024.
Установив, что Перевозчики получили право на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок посредством выдачи Заказчиком свидетельств без проведения конкурса, УФАС пришел к выводу о наличии бездействия Заказчика, выразившегося в непроведении конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, признаков нарушения антимонопольного законодательства (ст. 15 Закона № 135-ФЗ).
УФАС выдало Заказчику предупреждения о необходимости прекращения в срок до 30.09.2019 допущенного бездействия, путем приведения документа планирования регулярных перевозок в части установления порядка определения перевозчика по муниципальным маршрутам в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В связи с неисполнением предупреждений антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением.
Судами отмечено, что органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Законом № 220-ФЗ предусмотрены процедуры для получения права на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок: по регулируемым тарифам - заключение контракта в порядке, установленном законодательством о контрактной системе; по нерегулируемым тарифам - выдача свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях.
Свидетельство об осуществлении регулярных перевозок и новые карты маршрутов без проведения конкурса выдаются перевозчикам, которые после дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ продолжали осуществлять регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с ранее заключенными с ними договорами (ст. 39).
Как установлено судами, договоры с Перевозчиками, действовавшие в период вступления в законную силу Федерального закона № 220-ФЗ, были заключены по результатам конкурса.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что проведенный в апреле 2012 года конкурс состоялся по отбору Перевозчиков на регулярные маршруты по регулируемым тарифам с финансированием выпадающих доходов за счет средств муниципального бюджета и предоставлением всех льгот на проезд, в связи с чем, положения Закона № 220-ФЗ, предусматривающие возможность выдачи карт маршрутов и свидетельств без проведения конкурсных процедур после вступления в законную силу указанного Закона, в данном случае не подлежат применению (ст. 39)
На данные правоотношения распространяются положения в соответствии с которыми регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования этого закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен контракт.
Кроме того, судами также принято во внимание, то, что Заказчиком изменен вид регулярных перевозок в отношении рассматриваемых маршрутов, в связи с чем, Заказчиком должны были быть приняты меры по проведению конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Аналогичные правовые позиции выражены в решениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2020 № Ф08-3858/2020 по делу № А53-26649/2019, от 14.06.2022 № Ф08-4418/2022 по делу № А61-2037/2021, Арбитражного суда Уральского округа от 10.12.2020 № Ф09-7599/20 по делу № А50-3455/2020, от 12.02.2021 № Ф09-279/21 по делу № А47-12283/2019, от 23.12.2020 № Ф09-7605/20 по делу № А50-3454/2020.