Участник закупки обратился в УФАС с жалобой на требования Заказчика, изложенные в документации в части предоставления лицензии на шифровальные (криптографические) средства. УФАС жалоба признана обоснованной.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 7 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Вместе с тем, если работы, услуги не являются самостоятельным объектом закупки, а должны были выполняться исполнителем наряду с иными работами, то в целях расширения круга участников закупки необходимо устанавливать возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта, имеющих соответствующую лицензию. Т.е. устанавливать требование именно на этапе исполнения контракта в отношении конкретных видов работ, оказываемых услуг наличие у соисполнителя соответствующей доверенности. При рассмотрении жалобы по итогам анализа Технического задания (Приложение N 1), проекта контракта Комиссией Управления не установлено, что в описание объекта закупки включены услуги, оказание которых возможно только лицом, имеющим требуемую заказчиком лицензию. Исходя из описания объекта закупки в рассматриваемом случае не следует, что виды услуг, предусмотренные Техническим заданием, относятся к Перечню выполняемых работ, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств. Комиссия Управления признала заказчика нарушившим положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении неправомерных требований к участнику закупки.
Ограничение по цене оцениваемых контрактов/договоров не предусмотрено положениями Постановления Правительства РФ
№ 2604 от 31.12.2021г., поскольку показателем, предусмотренным пп.
«в» п. 24 Постановления установлено, что оцениваться может наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, а именно наличие исполненных договоров, предусматривающих выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции. Иными словами, при оценке заявок должны приниматься все исполненные договоры, связанные с предметом контракта,
вне зависимости от их цены.
– Жалоба, направленная в УФАС участником закупки о нарушении Заказчиком порядка оценки о сопоставления заявок, была признана обоснованной. Комиссией УФАС было выявлено в действиях заказчика нарушение п. 11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерного порядка оценки заявок участников закупки в нарушении порядка осуществления оценки и сопоставления заявок, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
– Заказчик направил заявление в Арбитражный суд г. Москвы
о признании решения Комиссии УФАС незаконным. При рассмотрении спора судом отмечено, что ограничение возможных к представлению участниками закупки в подтверждение своего опыта контрактов
их стоимостью очевидно приводит к сужению круга участников закупочной процедуры, что недопустимо в силу положений ст. 8, 33 Закона
о контрактной системе в сфере закупок, поскольку совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, запрещено Законом о контрактной системе.
– Арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций решение Арбитражного суда г. Москвы №А40-124509/22 было оставлено без изменения.