Прокуратурой установлены нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика, допущенные в ходе заключения и исполнения контракта на оказание услуг по проведению психиатрического освидетельствования сотрудников, заключенного по результатам электронного аукциона, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с иском о признании договора недействительным.
Суды трех инстанций с выявленными прокуратурой нарушениями в действиях Заказчика согласились, установив, что услуги по психиатрическому освидетельствованию сотрудников Заказчика в виде проведения электроэнцефалографии, профилактического приема (осмотр, консультация) врача-психиатра были оказаны Исполнителем с выездом по месту работы сотрудников Заказчика, по адресу: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, д. 10А.
Исполнитель услуг действовал на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения Удмуртской республики.
Согласно выписке из реестра лицензий, по лицензии Исполнителя в адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности с указанием выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, город Чебоксары не значится.
Согласно лицензии, Исполнитель вправе оказывать медицинскую деятельность, в том числе по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Марпосадское шоссе, д. 4, инженерно-бытовой корпус, 1 этаж, помещения N 7 - 19. При этом в перечне оказываемых услуг «психиатрическое освидетельствование» отсутствует.
Судами установлено, что у Исполнителя имеется приказ «О создании врачебной комиссии», при этом указанная врачебная комиссия не наделена полномочиями органом исполнительной власти Чувашской Республики в сфере здравоохранения на проведение психиатрических освидетельствований на территории Чувашской Республики.
Таким образом, судами отмечено, что организация проведения медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (ст. 16 Закона № 323-ФЗ).
В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности включено, в том числе требование о наличии у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании.
Местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать (ст. 3, 8 Закона № 99-ФЗ).
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, переоформлении лицензии и внесении изменений в реестр лицензий (ст. 9 Закона № 99-ФЗ).
Контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным (п. 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Таким образом, суд кассационной инстанции подтвердил правомерность удовлетворения судами иска прокурора.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.05.2022 № Ф03-2008/2022 по делу № А24-3853/2021.