Команда Мероприятия Энциклопедия
+7 499 325-32-85

Незаконное изменение условий контракта

Записаться на бесплатную консультацию по этому вопросу

Актуальность проблемы

Многие юристы, поставщики (исполнители) в работе часто сталкиваются с нарушениями, допускаемыми Заказчиками на этапе исполнения договоров, что приводит к нарушению требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Практическая ценность

статьи заключается в ознакомлении с нарушениями, допускаемыми Заказчиками, как изменение существенных условий контракта, определении путей решения проблем, изучении и ознакомлении с практикой рассмотрения дел о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Арбитражными судами Российской Федерации.

Существенные изменения сторонами сроков производства работ, выплаты аванса, стоимости контракта

Проблема
Проблема

Заказчики изменяют существенные условия договоров подряда, заключенных по результатам проведения конкурентных процедур, путем изменения сроков производства работ, выплаты подрядчику авансов, увеличения стоимости договоров.

Решение
  • Обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
Решение
Мотивировочная часть

Судами трех инстанций Заказчику (заявитель) отказано в признании незаконным решения УФАС.

Судами установлено, что УФАС, признала в действиях Заказчика и победителя торгов - Подрядчика, нарушение Закона № 135-ФЗ (ст. 17), выразившиеся в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции и создало преимущественные условия для Подрядчика, путем принятия совместных решений и заключения дополнительных соглашений об изменении существенных условий договоров подряда, заключенных по результатам закупок между Сторонами, в части изменения сроков производства работ по договорам (промежуточных и конечных), выплаты Подрядчику аванса на производство работ (в отсутствие такого условия при проведении закупок) и увеличения стоимости работ по вышеназванным договорам (при отсутствии законодательно установленных оснований).

Не согласившись с решением УФАС, Заказчик обратился в арбитражный суд.

Судами отмечено, что цена работы, сроки выполнения подрядных работ, порядок оплаты в силу статьи 708, 709, 711 ГК РФ относятся к числу существенных условий договора.

Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором (ст. 708 ГК РФ).

В рассмотренных УФАС договорах подряда предусмотрены случаи изменения календарного плана выполнения работ, а также конечного срока, в число которых входит: сокращение срока выполнения работ; работы не могут быть выполнены Подрядчиком в установленные сроки по независящим от него причинам; в иных, предусмотренных законодательством случаях.

Вместе с тем во всех дополнительных соглашениях к договорам, прилагаемой к ним переписке между Заказчиком и Подрядчиком в части изменения сроков выполнения работ (конечного и промежуточных) не содержится обоснования наличия случаев, предусмотренных договорами подряда.

Цена в договорах является твердой. В связи с чем, Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а Заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (ст.709 ГК РФ).

Также, суды согласились с УФАС в том, что на этапах проведения конкурсов и заключения договоров подряда, установленный в договорах порядок оплаты исключал (не допускал) выплаты Подрядчику аванса.

Суды отметили, что в результате внесенных дополнительными соглашениями изменений в договоры подряда сформировался иной предмет закупки, с более привлекательными условиями и ценой; допущенное сторонами изменение сроков выполнения работ и их авансирование по существу направлено на нивелирование условий проведенного конкурса, не соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе, коррупции), нарушает ГК РФ (ст. 448).

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что отраженные в решении УФАС выводы отвечают требованиям Закона № 223-ФЗ, Закона № 135-ФЗ, разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (п. 41.).

Введение исполнителя в заблуждение в процессе подписания допсоглашений, просрочка оплаты по договору

Проблема
Проблема

Заказчики необоснованно нарушают сроки оплаты по контрактам, допуская заблуждение Подрядчиков относительно мотивов сделок.

Решение
  • Обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
Решение
Мотивировочная часть

Судами трех инстанций удовлетворены требования Подрядчика (истец) в части взыскания с Заказчика (ответчик) процентов на сумму долга по государственным контрактам.

Судами установлено, что Заказчиком и Подрядчиком заключено четыре однотипных государственных контракта на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации по четырем объектам.

Дополнительными соглашениями к каждому из контрактов стороны согласовали способ определения стоимости оказываемых исполнителем услуг и порядок их оплаты: в цену контракта включается стоимость всех затрат исполнителя, необходимых для выполнения работ, в том числе: расходы на осуществление государственных экспертиз, расходы по сбору исходных данных, расходы по определению нагрузок по инженерному обеспечению объекта, расходы на выполнение инженерных изысканий, расходы на разработку проектной и рабочей документации, расходы по оплате счетов за согласование проектной, рабочей и иной документации с эксплуатирующими организациями, расходы на прохождение технологического и ценового аудита (при необходимости) и другие затраты.

С учетом результатов государственной экспертизы, проведенной по контрактам, дополнительными соглашениями к контрактам, стороны согласовали изменение цены контактов.

Заказчиком допущена просрочка оплаты стоимости выполненных работ, в связи с чем Подрядчиком начислены проценты на сумму долга и направлена претензия Заказчику. В связи с неудовлетворением претензии, Подрядчик обратился в арбитражный суд.

Судами установлено, что фактором, побудившим Подрядчика подписать дополнительные соглашения и акты, стал риск неполучения оплаты в том объеме, который согласован сторонами первоначально, а также экономическая целесообразность получения гарантированного, но меньшего вознаграждения. То есть имело место заблуждение относительно мотива, которое существенным не признается и недействительность сделки не влечет.

Суды пришли к выводу об обоснованности взыскания с Заказчика процентов в связи с нарушением им сроков оплаты по договорам.