Заказчиком были проведены конкурентные процедуры по закупке услуг по вывозу, обеззараживанию и обезвреживанию медицинских отходов класса «Б», их сортировке и последующей рекуперации для вторичного использования и по размещению отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации (сначала совместный открытый конкурс, впоследствии электронные аукционы).
Участником закупки была подана в УФАС жалоба на действия Заказчика.
Решением УФАС жалоба Участника закупки признана обоснованной, Заказчик признан нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Судами трех инстанций решение УФАС оставлено без изменения.
Верховный Суд Российской Федерации подтвердил полноту и всестороннее исследование обстоятельств дела, которые свидетельствовали о совершении антимонопольного нарушения Заказчиком и недобросовестными Участниками закупок и отказал в рассмотрении кассационной жалобы.
Судами установлено, что Заказчиком и недобросовестными Участниками закупок было достигнуто запрещенное Законом о защите конкуренции соглашение, целью которого являлось обеспечение победы одному из недобросовестных Участников закупки.
В рамках реализации соглашения недобросовестный Участник закупки, обладая конфиденциальными сведениями об объемах образования отходов, о планах Заказчика по созданию централизованной системы по обращению с биологически опасными медицинскими отходами, об особенностях технологического обеспечения процесса обеззараживания и обезвреживания названных отходов, заручившись поддержкой должностных лиц Заказчика, направлял и координировал действия всех недобросовестных Участников закупок по организации закупочных процедур, в том числе участвовал в разработке конкурсной и аукционной документации, а также согласовывал решения, принимаемые по их результатам, осуществлял подготовку разъяснений документации в ответ на соответствующие запросы добросовестных Участников закупок, готовил изменения в закупочную документацию.
Недобросовестному Участнику закупок была обеспечена победа в четырех закупках, по результатам которых были заключены контракты, исполненные в 2019 г. При этом УФАС установлено, что недобросовестный Участник закупок не имел технической возможности оказывать услуги по сортировке и рекуперации обеззараженных медицинских отходов.
Таким образом, суды пришли к выводу о проведении УФАС анализа состояния конкуренции на рассматриваемом рынке в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, соответствии данного анализа требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.
В следующей ситуации Сторонами были заключены договоры на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ на приобретение отдельных элементов системы связи (репитер, дуплексер, антенны, комплект кабельной сборки, радиостанции, блок питания) на общую сумму 291 867 руб. 31 коп., что фактически предопределило дальнейшее осуществление Заказчиком закупок иных элементов системы из числа продукции Hytera с целью обеспечения совместимости с уже приобретенным оборудованием.
Сторонами также в период с 01.03.2017 по 14.03.2017 на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ были заключены договоры на общую сумму 1 942 567 руб. 28 коп.
В связи с нарушением Заказчиком антимонопольного законодательства УФАС обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к Сторонам о признании заключенных между ними договоров недействительными, применении последствий недействительности сделок.
Решениями судов трех инстанций заявленные требования УФАС удовлетворены. Действия Заказчика признаны незаконными.
Удовлетворяя требования УФАС судами отмечено, что отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение контракта.
Исходя из положений статей 8 и 24 Федерального закона № 44-ФЗ, статей 4, 17 Закона о защите конкуренции, суды указали, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении торгов.
Пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Вместе с тем законодатель определяет конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.
Суды указали, что действия Заказчика свидетельствуют о явной заинтересованности в приобретении продукции Hytera у определенного хозяйствующего субъекта.
Также суды установили, что Заказчиком 11.08.2017 был проведен электронный аукцион на поставку средств связи радиоэлектронных, победителем которого признан тот же поставщик, с которым ранее были заключены вышеуказанные договоры.
На действия Заказчика Участник закупки подал жалобу в УФАС. Решением УФАС Заказчик признан нарушившим статьи 33, 64 Федерального закона № 44-ФЗ в связи с отсутствием в проекта договора конкретного перечня стандартов и технических условий, которым должен соответствовать поставляемый товар.
Суды указали, что действия Заказчика привели к устранению конкуренции и обеспечению доступа к средствам внебюджетных фондов Участника закупки, а также отметили, что потребность Заказчика на поставку системы цифровой (транкинговой) связи оперативной связи возникла в 2013 году, однако на момент рассмотрения спора система не создана и не функционирует, цели закупок не достигнуты.