Команда Мероприятия Энциклопедия
+7 499 325-32-85

Заключение либо отказ от заключения договора в отсутствие законных оснований

Записаться на бесплатную консультацию по этому вопросу

Актуальность проблемы:

Юристы компаний, предприниматели и иные участники закупочных процедур в работе часто сталкиваются с проблемой неправомерного и безосновательного заключения договора и/или отказа от заключения договора по результатам закупки, а также неверного поведения Заказчика по аннулированию результата закупки в отсутствие законных оснований, что является нарушением требований законодательства о закупках и контрактной системы.

Практическая ценность

статьи заключается в ознакомлении с основными видами нарушений, допущенных при проведении процедуры заключения/отказа от заключения договора, а также аннулировании результатов закупки в отсутствие законных оснований Заказчиком в сфере информационных технологий, недобросовестном поведении участника закупки и определение путей решения проблем, изучение и ознакомление с судебной практикой рассмотрения дел по нарушениям антимонопольного законодательства в УФАС и Арбитражных судах Российской Федерации.

Незаконное аннулирование результатов закупки УФАС

Проблема
Проблема

Заказчик после рассмотрения жалобы в УФАС аннулировал результаты закупки по причине предоставления победителем закупки недостоверных сведений относительно решения об одобрении крупной сделки. Победитель закупки, результаты которой были аннулированы по жалобе конкурента, нашел основания для признания незаконным решения УФАС о пересмотре результатов торгов и доказал в суде правомерность представленных документов в составе своей заявки.

Решение
  • Изучить закупочную документацию Заказчика и оценить соответствие условий в Документации требованиям действующего законодательства;

  • Направить жалобу в УФАС в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подведения итогов торгов.

Решение
Мотивировочная часть

Победитель закупки, результаты которой были аннулированы по жалобе конкурента, нашел основания для признания незаконным решения УФАС о пересмотре результатов торгов и доказал в суде правомерность представленных документов в составе своей заявки. 

Конкурентом была подана жалоба в УФАС о пересмотре результатов закупки и аннулировании ее в связи с непризнанием Заказчиком заявки победителя закупки несоответствующей требованиями законодательства, а именно по каким-то источникам, конкурент узнал о том, что победитель закупки предоставил решение об одобрении крупной сделки на сумму меньше, чем цена, указанная в закупочной документации.  УФАС признало жалобу обоснованной, а Заказчик на основании решения УФАС отменил результаты закупки и пересмотрел повторно заявки.

После принято решения УФАС победитель закупки обновил свои данные в личном кабинете электронной площадки, а именно загрузил решение, которое лишь подтверждает применение обществом положений ст.46 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» о крупных сделках и отсутствие необходимости одобрения сделок как крупных, относящихся к обычной хозяйственной деятельности. Сделки, вне зависимости от их суммы, заключенные по результатам открытых аукционов, конкурсов, запросов котировок, запросов предложений в электронном, бумажном и ином формате, сделок с юридическими лицами — участниками размещения заказов, не являются для Общества крупными, а относятся к обычной хозяйственной деятельности Общества и не требуют одобрения единственного учредителя Общества на следующие виды работ: - Разработка компьютерного программного обеспечения (62.01); - Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий (62.02); - Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность (63.11); - Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1); - Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (72.19). Этим же решением, единственный участник общества одобрил сделки на максимальную сумму в 500 000 000 рублей, сделки, которые не относятся к основному уставному виду деятельности данного юридического лица.

В связи с чем, указание в оспариваемом Решении УФАС о нарушении законодательства о контрактной системе на тот факт, что якобы победителем закупки представлено Решение в подтверждение одобрения крупной сделки- не соответствует действительности. При таких обстоятельствах, не имелось оснований полагать, что победитель открытого конкурса в электронной форме представил недостоверную информацию, как указано в п. 3 ч. 4 ст. 54.7 Закона 44-ФЗ.  Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение УФАС не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы победителя закупи.

Все три инстанции поддержали позицию победителя закупки и признали решение УФАС незаконным.

Необоснованный отказ от заключения договора

Проблема
Проблема

После подведения итогов закупки Заказчиком принято решение, в соответствии с пунктом документации об оценке заявок на участие в Конкурентном отборе определить победителя конкурентного отбора. Вместе с тем, Организатором торгов, со ссылкой на пункт Документации, опубликовано в ЕИС уведомление об отказе от заключения договора с победителем конкурентного отбора. Участник закупки, признанный победителем, обратился в УФАС, которая признала жалобу обоснованной.

Решение
  • Изучить закупочную документацию Заказчика и оценить соответствие условий в Документации требованиям действующего законодательства;

  • Направить жалобу в УФАС в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подведения итогов торгов.

Решение
Мотивировочная часть

Организатором торгов, со ссылкой на пункт Документации, опубликовано в ЕИС уведомление об отказе от заключения договора с победителем конкурентного отбора. Участник закупки, признанный победителем, обратился в УФАС, которая признала жалобу обоснованной. Суды решение УФАС поддержали. Заказчик обозначил свое право отказа от заключения договора условием эффективного расходования денежных средств. Между тем, позиция заявителей об абсолютном характере права заказчика отказаться от заключения договора (под прикрытием осуществления некой иной процедуры отличной от торгов) противоречит не только нормам действующего законодательства, но разработанной самим заказчиком Документации и Положению о закупке. Суды обоснованно сочли, что торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению "аукцион" или "конкурс", вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур. Суды удостоверились в том, что рассматриваемая процедура "конкурентный отбор" удовлетворяет понятию "торги" в контексте гражданского и антимонопольного законодательства, а также отвечает всем признакам конкурентной закупки, установленным частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, а потому возлагает на заказчика и организатора торгов обязанности, предусмотренные действующим гражданским законодательством (статьи 447 - 449 ГК РФ) и Законом N 223-ФЗ. Иное наименование, присвоенное проводимой процедуре, не влечет отмены предусмотренных гражданским законодательством последствий для ее сторон. У заказчика отсутствует право отказа от заключения договора по результатам торгов (конкурентной процедуры, проводимой в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ), кроме случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и Законом N 223-ФЗ.

Все три инстанции признали решение УФАС законным.

Решите все проблемы в области госзакупок быстро и эффективно
Наша команда лидеров
Гарина Елена Александровна
Ведущий юрист по госзакупкам

Опыт работы: 16 лет

Специализация: Оспаривание результата торгов

  Гарина Елена Александровна
Никитин Роман
Юрист по 223 ФЗ

Опыт работы: 11 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ

  Никитин Роман
Хухлынин Владислав
Юрист по 223 ФЗ

Опыт работы: 13 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ

  Хухлынин Владислав
Малов Дмитрий
Юрист по 44 ФЗ

Опыт работы: 15 лет

Специализация: Закупки в рамках 44 ФЗ

  Малов Дмитрий
Стародубцева Мария
Руководитель практики

Опыт работы: 15 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ и 44 ФЗ

  Стародубцева Мария
Куренкова Елена Владимировна
Ведущий юрист по госзакупкам

Опыт работы: 18 лет

Специализация: Оспаривание результата торгов

  Куренкова Елена Владимировна
Наши контакты
Москва, Старопименовский переулок, 18
+7 499 325-32-85
info@myzakon.ru