Команда Мероприятия Энциклопедия
+7 499 325-32-85

Неправомерные действия участников закупки

Записаться на бесплатную консультацию по этому вопросу

Актуальность проблемы

Многие юристы, поставщики (исполнители) в работе часто сталкиваются с неправомерными действиями участников закупки, что приводит к нарушению требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Практическая ценность

статьи заключается в ознакомлении с такими видами нарушений участников закупки, как предоставление сведений, не соответствующих действительности, фиктивных договоров в подтверждение опыта, заключение и реализация антиконкурентных соглашений, определении путей решения проблем, изучении и ознакомлении с практикой рассмотрения дел о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Арбитражными судами Российской Федерации, Федеральной антимопольной службой.

Предоставление участниками закупки сведений, не соответствующих действительности, в целях получения конкурентных преимуществ

Проблема
Проблема

Участником аукциона предоставлены сведения и документы в подтверждения опыта выполнения работ по строительству (реконструкции) линейного объекта с признаками недостоверности, что позволило получить преимущества перед другими участниками закупки и стать победителем аукциона.

Решение
  • Обжаловать действия Участника закупки в УФАС.
Решение
Мотивировочная часть

Судами трех инстанций Победителю аукциона (заявитель) отказано в удовлетворении требований о признании недействительным предупреждения УФАС, вынесенного в рамках  проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги.

Судами установлено, что документацией об аукционе Заказчиком были установлены дополнительные требования к участникам аукциона - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; при этом стоимость такого контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов начальной стоимости (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключения которого производится закупка.

Победитель аукциона для подтверждения дополнительных требований предоставил договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ автомобильных дорог, заключенный между ним и ООО «Ирбинский рудник». Сторонами договора подписаны акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ.

Фактически строительно-монтажные работы, предусмотренные договором подряда, заключенным между Победителем аукциона и ООО «Ирбинский рудник», выполнялись субподрядчиком по договору субподряда, заключенному с Победителем аукциона. Между Победителем аукциона и субподрядчиком подписаны акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ, в связи с чем субподрядчиком обязательства по договору выполнены в полном объеме, Победителем аукциона обязательства по оплате данных работ не исполнены.

ООО «Ирбинский рудник» обязательства по оплате выполненных Победителем аукциона по договору подряда не исполнило.

Участник закупки обратился в УФАС с жалобой о наличии в действиях Победителя аукциона признаков нарушения антимонопольного законодательства при участии в закупке, выразившихся в предоставлении в составе заявки недостоверных сведений о наличии опыта исполнения контракта (договора подряда).

УФАС, пришел к выводу о том, что Победитель аукциона, предоставив в составе заявки для участия в закупке вышеуказанные  договор подряда, акты и справки, ввел в заблуждение Заказчика при определении победителя аукциона относительно наличия у него необходимого уровня квалификации для выполнения предусмотренных аукционной документацией работ и вынес Победителю аукциона предупреждение о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (ст. 14.8 Закона № 135-ФЗ) – недопущении в дальнейшем при участии в закупках предоставлении недостоверных сведений об опыте выполнения работ, которое Победитель аукциона обжаловал в судебном порядке.

Суды пришли к выводу о законности и обоснованности вынесенного предупреждения УФАС, поскольку собранные доказательства свидетельствовали о наличии признаков недостоверности в представленных Победителем аукциона сведений и документов в подтверждение опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, что поставило Победителя аукциона в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения соответствующих работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также позволило получить преимущества перед другими участниками закупки и стать победителем закупки и, следовательно, о наличии в действиях Победителя аукциона признаков недобросовестной конкуренции, запрещенных действующим законодательством.

Предоставление участниками фиктивных договоров в подтверждение опыта

Проблема
Проблема

В подтверждение опыта выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта участником закупки предоставлены фиктивные договоры подряда.

Решение
  • Обжаловать действия Участника закупки в УФАС.
Решение
Мотивировочная часть

Судами трех инстанций Участнику закупки (заявитель) отказано в удовлетворении требований о признании незаконными решения и предписания УФАС, вынесенных в рамках рассмотрения жалобы в ходе проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.

Судами установлено, что аукционной документацией Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ, на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка (Постановление № 99).

Участником закупки в подтверждение опыта работ представлены договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту линейных объектов транспортной инфраструктуры и договор подряда на выполнение работ по реконструкции линейного гидротехнического судоподъемного комплекса транспортной инфраструктуры. Аукцион признан несостоявшимся, Заказчиком заключен контракт с единственным Участником торгов.

В УФАС поступило обращение МВД о предоставлении Участником закупки подложных документов для участия в аукционе.

УФАС установил наличие в действиях Участника закупки нарушение Закона № 44-ФЗ (ст.14.8), выразившихся в предоставлении недостоверной информации для участия в аукционе, а именно договоров подряда в подтверждение опыта выполнения работ и выдал Участнику закупки предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки антимонопольного законодательства, которые Участник закупки обжаловал в судебном порядке.

УФАС установила, что АО «ВСРП» не заключало с Участником закупки указанные договоры подряда и фактические отношения сторон, связанные с исполнением договоров подряда, отсутствовали.

Суды пришли к выводам, что решение и предписание УФАС являются законными и не нарушают права заявителя, отметив, что указанные договоры подряда, представленные заявителем, являются фиктивными.

Заключение антиконкурентного соглашения между участниками закупки в целях поддержания цены

Проблема
Проблема

Участники закупок допускают нарушения, заключая устные антиконкурентные соглашения в целях поддержания цены контрактов.

Решение
  • Обжаловать действия Участников закупок в УФАС.
Решение
Мотивировочная часть

Кассационным судом отменены решения нижестоящих судов и отказано в удовлетворении требований Победителям закупок (заявители) о признании незаконным решения УФАС, вынесенного в рамках проведенной проверки при проведении открытых конкурсов на оказание услуг по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок неподобных объектов, в том числе услуг по руководству строительными проектами прочие, услуг по техническим испытаниям и анализу прочие, не включенные в другие группировки.

Кассационным судом установлено, что при проведении одиннадцати открытых конкурсов по вышеуказанному предмету закупок Заказчиком было определено два Победителя закупок.

При проверке УФАС установлено наличие между Победителями закупок множественных договорных отношений (договоры доверительного управления, безвозмездного пользования недвижимого помещения, аренды, займа и иных договоров); одни и те же 19 сотрудников Победителей закупок осуществляют функции директора, главного инженера по изысканиям, специалиста по охране труда, инженера по кадастровому учету, главного инженера проекта, начальника комплексного дорожно-мостового отдела, начальника испытательной лаборатории, начальника отдела, руководителя группы, руководителя проекта, ведущего инженера, главного инженера проекта-руководителя проектной группы, инженера 3 категории, ведущих инженеров, главных инженеров проектов, инженера 2 категории, руководителя проектной группы, заместителя главного инженера по изысканиям, помощника генерального директора, руководителя проектной группы, руководителя группы мостового отдела, начальника испытательной лаборатории, инженера-резидента; проведение совместных банковских операций в период проведения конкурсов друг с другом; идентичность заявок поданных на участие в конкурсах по объему и содержанию.

УФАС отметило, что во исполнение заключенного устного антиконкурентного соглашения в ходе проведения конкурсов Победители закупок  отказались от конкурентной борьбы с тем, чтобы получить право заключения контракта с минимальным снижением цены -от 0,02% до 1,7%, что привело к поддержанию начальной цены контракта практически на максимальном уровне, Победители закупок рассматривали друг друга не в качестве конкурентов, а как партнеров, действия которых были направлены на достижение взаимовыгодного результата, что ограничило состязательность между ними в установлении конкурентной цены.

В связи с чем УФАС было возбуждено дело по признакам нарушения Победителями закупок Закона № 135-ФЗ (ст.11), а также выдано предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции или могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Не согласившись с решением УФАС Победители закупок обратились в арбитражный суд.

Кассационным судом подтверждено, что УФАС доказано соглашение между заявителями при их участии в закупках, осуществляемых по правилам Закона № 44-ФЗ, в полной мере. При этом дополнительно отмечено, что при проведении аналогичных торгов, но при конкурентной борьбе участников снижение начальной (максимальной) цены контракта происходило в пределах 5-39%, тогда как в исследованных торгах, в которых принимали участие заявители (одновременно) такого экономического эффекта торгов не было достигнуто, снижение цены контракта было минимальным до 2%. Таким образом, участие в торгах заявителей одновременно создало искусственную ситуацию конкурентности закупок.