Судами апелляционной и кассационной инстанций отменено решение суда первой инстанции и отказано в удовлетворении требований Заказчику (заявитель) о признании недействительным в части решения УФАС, вынесенного по результатам проверки в рамках проведения электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, выполнения работ по строительству объекта.
Судами установлено, что при проведении торгов Участником закупки была подана жалоба в УФАС о нарушениях в действиях Заказчика при составлении конкурсной документации, а именно: неправомерно установлено требование о соответствии цены представляемых контрактов в размере 100% НМЦК для целей учета в конкурсных критериях, а также об учете контрактов исключительно в пределах 3-х летнего срока до даты окончания срока подачи заявок.
Решением УФАС Заказчик признан нарушившим Закон № 44-ФЗ (ч. 8 ст. 32), выдано предписание об устранении нарушений - аннулировать составленные протоколы, внести изменений в конкурсную документацию с учетом замечаний, продолжить осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, которое Заказчик обжаловал в судебном порядке.
Судами отмечено, что Заказчик в качестве нестоимостных критериев оценки заявок в документации аукциона предусмотрел:
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров) - коэффициент значимости 0,90;
- общее количество исполненных контрактов (договоров) - коэффициент значимости 0,10.
При этом документация предусматривает представление Участником закупки копий исполненных контрактов и (или) договоров за последние три года предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, стоимость каждого из которых должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта.
При анализе условий порядка оценки по нестоимостным критериям - опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема суды пришли к выводу о том, что потенциальный Участник закупки, обладающий более 3-мя исполненными контрактами на сопоставимую сумму, но менее чем 113 346 300 руб. получит 0 баллов по указанным критериям.
Также не будут оценены контракты участников закупки, исполнившие сопоставимые работы на сумму 113 346 300 руб. и выше, но в срок более чем 3 года, а также контракты, подпадающие под критерии опыта, но не исполненные в установленный срок по причинам, не зависящим от подрядчика (обстоятельства непреодолимой силы, вина Заказчика).
Таким образом, суды согласились с решением УФАС, пришли к выводу о том, что сформулированные в закупочной документации условия не позволяют объективно оценить заявки Участников закупки на предмет определения Победителя, а потому не отвечают целям проведения закупки, а установленный Заказчиком порядок оценки не отвечает принципу создания равных условий для обеспечения конкуренции, в связи с чем его действия нарушают Закон № 44-ФЗ.
В следующей ситуации Заказчик (заявитель) обратился с заявлением в арбитражный суд о признании недействительными решения и предписания УФАС, которыми Заказчик признан нарушившим Закон № 44-ФЗ (ст. ст. 8, 32, 54.3) в связи с необоснованным включением в документацию к конкурсу на выполнение подрядных работ показателя, противоречащего законодательству.
Судами апелляционной и кассационной инстанций в удовлетворении требований Заказчику отказано, поскольку, как установлено судами Заказчиком в конкурсной документации по нестоимостному критерию был установлен показатель «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)», Заказчиком определено: «Оцениваются исполненные контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству которого является объектом закупки. При оценке предложения Участника закупки учитывается общая стоимость выполненных работ в качестве генерального подрядчика за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе по контрактам (договорам), каждый из которых заключен на сумму не менее 400 000 000,00 рублей, на право заключить которой проводится закупка..».
Суды пришли к выводу обоснованности решения и предписания УФАС, установление Заказчиком в конкурсной документации нижнего предела стоимости контрактов нарушает постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (п. 27(3) Правил), которым установлен исчерпывающий перечень видов контрактов (договоров), устанавливаемый и учитываемый при оценке заявок и не содержит требований относительно установления в конкурсной документации нижних пределов стоимости таких контрактов.