Судами трех инстанций Заказчику (заявитель) отказано в удовлетворении требований о взыскании с Исполнителя (ответчик) убытков в виде затрат на доставку товара, командировочных расходов, стоимости экспертизы по контракту на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Судами установлено, что Заказчиком в процессе выгрузки продукции были выявлены смятые, сплющенные коробки в нижних рядах. Внутри коробок котлеты мятые, деформированные, склеены в общую массу. Общее количество смятых коробов составило 54 гофроящика весом по 10 кг каждый, на сумму 90 720 руб. Товар был принят на ответственное хранение. В адрес Исполнителя была направлена претензия о возмещении понесенных убытков, а также поставке товара взамен испорченного. Ответа на претензию не поступило, что послужило основанием для обращения Заказчика в суд с заявлением.
Судами установлено также, что заключенный между сторонами контракт не содержит условий о возложении на ответчика обязанности по осуществлению подготовки груза к перевозке и погрузки груза в транспортное средство; ответчик является исключительно перевозчиком, обязанность которого сводится к доставке вверенного ему отправителем груза в пункт назначения и предъявлению груза грузополучателю (ст. 785 ГК РФ).
Судами установлено, что при осуществлении перевозки пломба не нарушена, температура внутри рефрижератора составляла: -17,8 C°, что соответствует условиям заключенного между сторонами контракта.
Суды установили, что в нарушение требований Правил № 2200 и Устава акт о приемке материалов (материальных ценностей) оформлен без участия водителя. В товарно-транспортных документах отсутствуют отметки об оформлении указанного акта. Кроме того, судами принято во внимание, что согласно представленному в материалы дела акту, подписанному заявителем и ответчиком, Заказчиком приняты оказанные ответчиком транспортные услуги по перевозке товара (полуфабрикаты рыбные замороженные (котлеты рыбные), объем - 20 000 кг); услуги выполнены полностью и в срок; Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имел.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что исходя из законодательных положений, по общему правилу обязанность по подготовке груза к перевозке, его размещению и укладке в кузове транспортного средства, а также креплению груза возлагается на грузоотправителя, риск ненадлежащей упаковки груза, а также ненадлежащего крепления груза лежит на грузоотправителе, если договором обязанность упаковать груз, обязанность по креплению груза не возложена на перевозчика.