Команда Мероприятия Энциклопедия
+7 499 325-32-85

Установление Заказчиком размера ответственности больше, чем предусмотрено законодательством о закупках

Записаться на бесплатную консультацию по этому вопросу
man

Актуальность проблемы:

Многие юристы и участники закупок в работе часто сталкиваются с нарушениями Заказчиков при установлении в контракте меры ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) выше, чем предусмотрено Законом № 44-ФЗ, что приводит к нарушению требований гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Практическая ценность

статьи заключается в ознакомлении с такими видами нарушений заказчиков как установление размера ответственности в отношении поставщиков выше, чем предусмотрено законодательством о закупках, определении путей решения проблем, изучении и ознакомлении с практикой рассмотрения дел о нарушениях гражданского законодательства и  законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд  Верховным Судом Российской Федерации и  Арбитражными судами Российской Федерации.

Установление Заказчиком в проекте контракта размера пеней выше их величины по Закону № 44-ФЗ

Проблема
Проблема

Заказчики допускают нарушения при установлении размера пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Подрядчиками выше, чем предусмотрено Законом 44-ФЗ.

Решение
  • Обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
Решение
Мотивировочная часть

Заказчик разместил в ЕИС электронный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту помещений.

Проектом контракта, являющимся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, Заказчик установил, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных Договором, Заказчик обязан взыскать с Подрядчика пени:

- за период просрочки исполнения обязательства с 1-й по 10-й календарный день (включительно) пени начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Договором и фактически исполненных Подрядчиком;

- за период просрочки исполнения обязательства по Договору с 11-гокалендарного дня до фактического исполнения обязательства в размере 0,5% от цены Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Договором и фактически исполненных Подрядчиком.
          На аукционную документацию участник закупки подал жалобу в УФАС в которой указал, что проект контракта содержит положения, не соответствующие действующему законодательству о контрактной системе, поскольку Заказчик неправомерно установил в проекте договора повышенный размер пени начиная с 11 дня просрочки обязательств.

 УФАС принято решение  об обоснованности жалобы участника закупки и указано, действия Заказчика, выразившиеся в установлении неверного размера пени свидетельствует о нарушении Закона № 44-ФЗ (ст.34). Заказчику выдано предписание об устранении нарушения.

Заказчик оспорил решение УФАС в судебном порядке.

Решением суда первой инстанции требования Заказчика были удовлетворены. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения. Суд кассационной инстанции отменил принятые по делу решения и отказал Заказчику в удовлетворении требований. Верховный Суд Российской Федерации отказался рассматривать кассационную жалобу, указав на отсутствие существенного нарушения норм материального права и норм процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела. Действия Заказчика кассационным судом и Верховным Судом Российской Федерации признаны незаконными.

Рассматривая спор, судом отмечено, что Законом № 44-ФЗ, Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, Подрядчиком), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 установлен фиксированный размер пеней и возможности одностороннего их увеличения у Заказчика не имеется. Мнение Заказчика о том, что законодательством установлен только нижний предел ответственности Подрядчика в виде пени и нет запрета на увеличение соглашением сторон размера имущественной ответственности, суд признал ошибочным.

Решите все проблемы в области госзакупок быстро и эффективно
Наша команда лидеров
Гарина Елена Александровна
Ведущий юрист по госзакупкам

Опыт работы: 16 лет

Специализация: Оспаривание результата торгов

  Гарина Елена Александровна
Никитин Роман
Юрист по 223 ФЗ

Опыт работы: 11 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ

  Никитин Роман
Хухлынин Владислав
Юрист по 223 ФЗ

Опыт работы: 13 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ

  Хухлынин Владислав
Малов Дмитрий
Юрист по 44 ФЗ

Опыт работы: 15 лет

Специализация: Закупки в рамках 44 ФЗ

  Малов Дмитрий
Стародубцева Мария
Руководитель практики

Опыт работы: 15 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ и 44 ФЗ

  Стародубцева Мария
Куренкова Елена Владимировна
Ведущий юрист по госзакупкам

Опыт работы: 18 лет

Специализация: Оспаривание результата торгов

  Куренкова Елена Владимировна
Отзывы
Наши контакты
Москва, Старопименовский переулок, 18
+7 499 325-32-85
info@myzakon.ru