Участник аукциона на поставку продуктов питания обратился в УФАС на действия Заказчика о неправомерном снижении цены контракта на 15 процентов от предложенной цены в связи с тем, что предложенные к поставке товары, являются товарами иностранного производства.
УФАС признала жалобу Участника закупки обоснованной, действия Заказчика незаконными.
УФАС согласилась с тем, что в связи с тем, что такие фрукты как апельсины, мандарины, бананы, лимоны не произрастают на территории стран-участниц ЕАЭС, поставка полностью российской и приравненной к ней продукции не является возможной, во всех заявках участников содержатся предложения о поставке иностранных товаров.
Поскольку заявки всех участников закупки содержали предложения о поставке товаров, в том числе, иностранного происхождения, то положения п.п. 1.1, 1.3 Приказа Минфина России 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по отношению к участнику закупки не применимы.
В следующей ситуации один из Участников закупки обратился в УФАС с жалобой на неправомерные действия Заказчика по признанию соответствующей заявки Победителя закупки, так как задекларированная информация о стране происхождения товара является недостоверной, Заказчиком неправомерно применены преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
Победитель закупки указал в заявке на участие в конкурсе, что товары, которые предполагается поставить в рамках данной закупки имеют страну происхождения: Российская Федерация.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуется товар: апельсины, бананы, мандарины, лимоны, яблоки, груши.
Комиссия УФАС вынесла решение о признании жалобы необоснованной.
Участник закупки обратился в суд с заявлением об обжаловании решения УФАС, указав, что им было представлено достаточно доказательств, подтверждающих наличие недостоверной информации о стране происхождения товара в заявке Победителя закупки. Комиссия УФАС произвела неполное исследование обстоятельств дела о нарушении антимонопольного законодательства и имеющихся в нем доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. Нарушение интересов Участника закупки выражалось в том, что в случае отклонения заявки Победителя закупки, как содержащую недостоверные сведения, договоры по результатам закупки могли быть заключены с ним, поскольку его заявке был присвоен второй номер.
Судом первой инстанции требования Участника закупки удовлетворены, апелляционной инстанцией данное решение суда оставлено без изменения. Действия УФАС и Заказчика признаны незаконными.
Судом признана недостоверной информация о том, что страной происхождения бананов является исключительно Российская Федерация, что было продекларировано Победителем закупки при подаче заявки.
Судом также отмечено то обстоятельство, что бананы, пригодные в пищу в промышленных масштабах в связи с природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации не произрастают и не производятся, является общеизвестным и неподлежащим доказыванию фактом.
В связи с этим заявка Победителя закупки подлежала отклонению с учетом положений статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ.