Судами трех инстанций Заказчику (истец) отказано в удовлетворении требований о взыскании с Генпорядчика (ответчик) неустойки по государственному контракту на выполнение строительно-монтажных работ.
Судами установлено, что контрактом определены сроки выполнения работ: выполнение строительно-монтажных работ - 30.12.2016; дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 31.05.2017.
В случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, Заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени), в размере установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Выполнение всех обязательств Генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ. По состоянию на 14.09.2018 обязательства по контракту Генподрядчиком не исполнены, как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Истец указал, что просрочка исполнения обязательств по контракту составляет 471 день.
Вместе с тем, суды установили, что ответчик не имел возможности исполнить обязательства, предусмотренные контрактом, и выполнить работы в установленный срок по независящим от него причинам, в том числе: рабочая документация имела существенные недоработки, не учитывала фактическое состояние ЗиС, в нее вносились изменения; выпущено 371 проектное решение, из них более 30 - привели к значительному увеличению объемов работ и, как следствие, - необходимости дополнительной закупки материалов; за период строительства с 2017 года выпущено 1210 дополнительных сметных расчетов на общую сумму 680 191 344 руб. с НДС; отсутствие смет не позволило своевременно заключить договоры на выполнение работ с исполнителями, что привело к увеличению сроков работ; постоянное выявление дефицита поставки оборудования для монтажа технологических систем.
В соответствии с п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017 при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика. Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию. При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.
Следовательно, должник не может быть привлечен к ответственности кредитором за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора.
Кроме того, суды учли, что итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение Генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, является основанием для проведения расчета за выполненные работы.
Из содержания контракта следует, что подписание итогового акта не является работой (строительно-монтажными работами), за окончание срока выполнения которой контрактом предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки, а также подписание итогового акта не относится к определенному термину «работы» (ст. 307 ГК РФ).
При этом, контрактом не предусмотрена ответственность за не подписание (несвоевременное подписание) итогового акта.
Таким образом, суды признали начисление неустойки за несвоевременное подписание итогового акта необоснованным, так как контрактом установлена ответственность за несвоевременное выполнение работ.