Команда Мероприятия Энциклопедия
+7 499 325-32-85

Несоблюдение процедур оформления дополнительных соглашений к договору госзакупки

Записаться на бесплатную консультацию по этому вопросу

Несоблюдение процедур оформления дополнительных соглашений к договору 44 ФЗ

     В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (а именно статьей 95 и частями 65.1-65.3 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ). Такие изменения в обязательном порядке должны быть оформлены соответствующим дополнительным соглашением. А в случае изменения существенных условий контракта  в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального Закона №44-ФЗ (увеличение размера аванса, срока исполнения контракта) еще и на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно. Возможность изменения условий контракта должна быть прописана в контракте. Без надлежаще оформленного дополнительного соглашения и без законного основания, изменения контракта могут быть признаны ничтожными. 

     Пример — подрядчик выполнил дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к контракту, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем потребовал от заказчика их оплатить. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

     Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

     Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

     Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

     В случае изменения условий контракта, который имеет реестровую запись в ЕИС, дополнительное соглашение необходимо опубликовать в ЕИС в течение пяти рабочих дней, с момента внесения изменений в контракт.

     Не стоит, также, забывать и об ответственности, за нарушение порядка изменения контракта предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 4-4.1 статьи 7.32 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей соответственно.

     Пример соблюдения процедуры изменения существенных условий в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального Закона №44-ФЗ: Местная администрация городского округа приобретает жилые помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилья, в ходе исполнения контракта у подрядчика возникла ситуация, при которой дальнейшее исполнение контракта становится невозможным. Подрядчик письменно обратился к заказчику с предложением об увеличении размера аванса с 30% до 60% и увеличении срока исполнения контракта на 3 месяца. Заказчик, рассмотрев причины и доводы подрядчика принял объективное решение о внесении изменений в существенные условия контракта на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ и протокольно зафиксировал это решение. Подписанное соглашение о внесении изменений публикуется в ЕИС в установленный законодательством срок.

Несоблюдение процедур оформления дополнительных соглашений к договору 223 ФЗ

     Дополнительное соглашение к договору по 223-ФЗ подчиняется общим правилам для подобных документов, но при этом все вносимые коррективы должны учитывать требования законодательства о закупках. Вышеуказанный закон не запрещает изменять положения заключенного контракта, но и не устанавливает регламент внесения поправок. Следовательно, составляя дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ. 

     Внести изменения можно в такие положения договора: 

- Объем поставки товаров (услуг). 

- Стоимость сделки. 

- Срок действия договора.

- Регламент поставки товара или оказания услуги. 

- Исполнитель. Он может поменяться, если произошла реорганизация компании-поставщика. 

- Реквизиты любой из сторон договора.

     Федеральный закон 223-ФЗ не содержит указаний, каким именно образом нужно оформлять дополнительное соглашение. В этом вопросе каждый заказчик составляет дополнительное соглашение к договору по 223-ФЗ по собственному образцу. Необходимо лишь придерживаться требований Гражданского кодекса РФ. Если контрагент желает внести корректировки в содержание договора, он направляет второй стороне уведомление. Можно также сразу приложить текст дополнительного соглашения без своей подписи. 

     Другая сторона рассматривает предложение и в случае согласия подписывает документ и отправляет его контрагенту. Если предложение о корректировке принято быть не может, то оформляется протокол разногласий и вместе со всем полученным ранее пакетом документов пересылается инициатору.

     При осуществлении закупки в ЕИС, изменения в договор подлежат публикации на сайте госзакупок в течении десяти дней, со дня внесения таких изменений в договор.

Решите все проблемы в области госзакупок быстро и эффективно
Наша команда лидеров
Гарина Елена Александровна
Ведущий юрист по госзакупкам

Опыт работы: 16 лет

Специализация: Оспаривание результата торгов

  Гарина Елена Александровна
Никитин Роман
Юрист по 223 ФЗ

Опыт работы: 11 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ

  Никитин Роман
Хухлынин Владислав
Юрист по 223 ФЗ

Опыт работы: 13 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ

  Хухлынин Владислав
Малов Дмитрий
Юрист по 44 ФЗ

Опыт работы: 15 лет

Специализация: Закупки в рамках 44 ФЗ

  Малов Дмитрий
Стародубцева Мария
Руководитель практики

Опыт работы: 15 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ и 44 ФЗ

  Стародубцева Мария
Куренкова Елена Владимировна
Ведущий специалист правового сопровождения закупочной деятельности

Опыт работы: 18 лет

Специализация: Оспаривание результата торгов

  Куренкова Елена Владимировна
Отзывы
Наши контакты
Москва, Старопименовский переулок, 18
+7 499 325-32-85
info@myzakon.ru