Команда Мероприятия Энциклопедия
+7 499 325-32-85

Что такое укрупнение лота в госзакупках

Записаться на бесплатную консультацию по этому вопросу

     Недобросовестные заказчики зачастую «грешат» разнообразными методами ограничения конкуренции и «укрупнение лота» как раз один из таких методов.

     «Укрупнение лота» – это объединение заказчиком в одну закупочную процедуру двух или более видов товаров, работ, услуг для достижения единой хозяйственной цели, которые в силу своей особенности не могут быть объединены в один лот. 

     Даже сейчас данная тема является частым предметом споров и судебных разбирательств, потому как, то или иное совмещение предоставления услуг и поставки товаров может рассматриваться из самых разных точек зрения и подходов.

     Но что говорит законодатель? В соответствии со статьей 17 Закона № 135-ФЗ запрещено ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

     Исходя из этой нормы ФАС отмечает, что при формировании закупок по Закону 44-ФЗ чаще всего допускаются нарушения при объединении: 

- лицензированных и нелицензированных видов деятельности; 

- инженерных изысканий, проектных и строительно-монтажных работ; 

- строительных работ и покупки материалов для строительства; 

- поставки продуктов питания и услуг по организации питания в детских и лечебных учреждениях.

     Так же не следует объединять в одну закупку работы, которые подрядчику предстоит выполнять в разных районах, городах, регионах. В закупке не смогут принять участие компании, у которых нет ресурсов для охвата нескольких территорий. Приведем пример: предмет закупки - выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования на 54 объектах в 17 различных административных районах Амурской области на 2018-2019 годы. НМЦК - 125 941 810 руб. Размер обеспечения исполнения контракта 12 594 181 руб. 

Выводы: 

  1. Необоснованное укрупнение лота негативно влияет на количество участников закупки, способных принять участие в торгах, но не имеющих в наличии финансовых ресурсов для внесения обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта; 
  2. Формирование лота подобным образом исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе или смежных районах, а также ограничивает доступ к участию в аукционе субъектов МСП; 
  3. Значительный размер обеспечения заявки на участие в закупке также влияет на количество потенциальных участников закупки, сводя их к минимуму, поскольку является актуальным лишь для крупных предприятий на рынке оказываемых услуг, ограничивая доступ к закупке субъектов МСП.   (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.05.2019 г. № Ф03-1012/2019 по делу № А04-4382/2018). 

     В ходе рассуждения можно прийти к выводу, что укрупнение лота по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ незаконно, но есть и практика правомерного укрупнения лотов. Пример: Решение УФАС по Кемеровской области от 09.03.2017 г. по делу № 83/З-2017, в ходе рассмотрения жалобы УФАС сделал следующие выводы:

- Для формирования НМЦК заказчик получил 3 коммерческих предложения. 

- Заявитель не представил доказательств того, что установленные организатором закупки требования ограничивают количество участников аукциона. 

- Следовательно, объединение заказчиком в один лот товаров не повлекло за собой ограничения количества участников закупки. 

     Следует отметить, что решение об объединении в одну закупку товаров, работ и услуг принимается заказчиком в каждом конкретном случае самостоятельно и зависит от технологических и функциональных связей между товарами, работами и услугами, поэтому к определению предмета закупки стоит подходить максимально обдуманно.

     Ну и конечно не забываем об ответственности, ведь за необоснованное укрупнение лота предусмотрен административный штраф в соответствии с пунктом 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.»

Решите все проблемы в области госзакупок быстро и эффективно
Наша команда лидеров
Гарина Елена Александровна
Ведущий юрист по госзакупкам

Опыт работы: 16 лет

Специализация: Оспаривание результата торгов

  Гарина Елена Александровна
Никитин Роман
Юрист по 223 ФЗ

Опыт работы: 11 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ

  Никитин Роман
Хухлынин Владислав
Юрист по 223 ФЗ

Опыт работы: 13 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ

  Хухлынин Владислав
Малов Дмитрий
Юрист по 44 ФЗ

Опыт работы: 15 лет

Специализация: Закупки в рамках 44 ФЗ

  Малов Дмитрий
Стародубцева Мария
Руководитель практики

Опыт работы: 15 лет

Специализация: Закупки в рамках 223 ФЗ и 44 ФЗ

  Стародубцева Мария
Куренкова Елена Владимировна
Ведущий специалист правового сопровождения закупочной деятельности

Опыт работы: 18 лет

Специализация: Оспаривание результата торгов

  Куренкова Елена Владимировна
Отзывы
Наши контакты
Москва, Старопименовский переулок, 18
+7 499 325-32-85
info@myzakon.ru