После определения победителя закупки Заказчик разместил на площадке проект контракта для подписания его победителем. Однако, ввиду фактического нахождения руководителя победителя закупки в командировке, в установленные сроки контракт подписан не был. Заказчик направил сведения о победителе закупки в РНП. Победитель закупки обосновал в УФАС невозможность подписания контракта в установленный срок ввиду объективных причин (нахождение руководителя в командировке) и указал на то, что контракт им был подписан позже, предоставлены сведения о надлежащем исполнении аналогичных договоров, а также внесено обеспечение исполнения контракта.
Комиссия УФАС рассмотрела пояснения победителя закупки и отказала Заказчику во включении сведений о победителе закупки в РНП ввиду следующего.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Как указала УФАС включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом, принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В данном случае обстоятельства дела (наличие гражданско-правовых отношений на поставку товара, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, с иными заказчиками, предоставление обеспечения исполнения контракта), представленные победителем закупки доказательства и пояснения свидетельствуют об отсутствии умысла со стороны участника закупки при уклонении от заключения рассматриваемого контракта.
Альтернативная практика:
Заказчик признал победителя электронного запроса котировок уклонившимся, поскольку в установленный срок для подписания контракта победитель его не подписал. Контролеры включили сведения в РНП. Руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, ВС РФ согласился, что включение в РНП законно по следующему основанию. Возражения победителя закупки со ссылкой на отсутствие в его действиях недобросовестного поведения подлежат отклонению, ввиду того, что обществом не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для заключения контракта, при этом уклонение от заключения контракта выражалось в допущенном заявителем бездействии, выразившемся в отсутствии неукоснительного соблюдения регламентированной законом процедуры заключения контракта, создавая тем самым условия, не позволяющие заказчику добиться заданных результатов, что ведет к неэффективному использованию бюджетных средств, и как следствие включение сведений об этом участнике в РНП.