Участник закупки обратился с жалобой в УФАС о нарушениях в действиях Заказчика пункта 2 части 1, части 5, части 6 статьи 3 Закона о закупках, а именно о неправомерности в действиях Заказчика самостоятельно устанавливать способы оценки коллективной заявки, поскольку установление заказчиком требований к отдельным лицам, входящим в состав коллективной заявки, противоречит правовому смыслу подачи коллективной заявки, а также целям и принципам Закона о закупках и нарушает положения частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия УФАС признала жалобу обоснованной на основании следующего:
Требования, установленные Заказчиком, противоречат части 5 статьи 3 Закона о закупках, а также пункту 1 раздела 5 Положения о закупках ввиду следующего:
В силу части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы. Идентичное требование предусмотрено в пункте 1 раздела 5 Положения о закупках: «… если несколько юридических лиц либо несколько физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки (коллективный участник закупки), требования, установленные Заказчиком в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок, предъявляются в совокупности к такому участнику закупки».
Устанавливая требование, что при оценке количественных параметров деятельности членов объединения эти параметры не суммируются, Заказчик фактически уравнял содержание коллективной заявки и единоличной поданной заявки, поскольку оценке и сопоставлению по критериям закупки подлежит не совокупность критериев всех участников коллективной заявки, а лишь одного из участника такой заявки либо лица, подписавшего заявку.
При этом заявка, поданная несколькими юридическими лицами, оценивается Заказчиком как заявка одного участника, хотя обязательства по договору могут оказываться всеми участниками коллективной заявки.
Таким образом, формально заявка от нескольких юридических лиц может быть подана, однако оцениваться она будет как заявка лишь одного участника, при том, что обязательства по договору могут оказываться всеми участниками коллективной заявки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Таким образом, жалоба участника закупки была признана обоснованной. Вывод решения антимонопольного органа: Заказчик не вправе самостоятельно устанавливать способы оценки коллективной заявки, поскольку установление заказчиком требований к отдельным лицам, входящим в состав коллективной заявки, противоречит правовому смыслу подачи коллективной заявки, а также целям и принципам Закона о закупках.